Понять, что такое семья…

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека. Ведь именно семья – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здесь человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Каждый ребенок имеет право на здоровую, крепкую, любящую семью – залог социализации личности в дальнейшем. Однако сегодня не все дети в нашей стране живут в семьях, и не все семьи имеют детей. О том, как этим взрослым – будущими родителями – и детям встретиться, создать семью и сделать ее благополучной, поговорим ниже.

Помочь встретиться

Для того, чтобы повысить шансы малышей, изо дня в день ждущих встречи с «настоящими» мамой и папой, которые не предадут и не оставят, в красноярском краевом Центре развития семейных форм воспитания и его филиалах, расположенных в городах Минусинск, Канск, Ачинск и Лесосибирск, уже давно работает постоянно действующая Школа приемных родителей.

Одним из аспектов Школы является разработанная специалистами Центра Программа подготовки кандидатов в замещающие родители. На занятиях, которые проходят по выходным дням, кандидаты в замещающие родители проходят специальную подготовку. Объем учебных занятий – 74 часа.  Программа воспитывает в людях, прежде всего, осознанную и ответственную готовность принять малыша в семью. Или открывает глаза на неготовность к такому серьезному шагу и приводит к решению на время отложить встречу с ребенком, что тоже можно считать положительным результатом. Значит, люди поняли, в силу каких причин они пока не готовы стать родителями.

В рамках комплексной Программы сопровождения замещающих семей в Центре регулярно (в последнюю субботу каждого месяца) проводится цикл обучающих занятий для состоявшихся замещающих семей «Родительская гостиная».

С помощью этой эффективной программы можно лучше понять ребенка, особенности его характера, причины непослушания, а также получить психологические рекомендации и научиться устанавливать с ребенком более близкий контакт, выходить из конфликтных ситуаций мирным путем, правильно выражать родительскую любовь. Благодаря таким занятиям, красноярские замещающие семьи получают уникальную возможность поделиться своими радостями и трудностями с такими же принимающими семьями, пообщаться с семейными психологами и другими родителями в тесном кругу и дружественной обстановке, что помогает решить множество вопросов, касающихся детско-родительских отношений.

В территориях, отдаленных от краевого центра, курируемых филиалами Центра развития семейных форм воспитания, эффективной практикой  стала организация семейных клубов.  Все замещающие семьи – члены клубов – имеют возможность получать психологическую и юридическую помощь, ответы на интересующие их  вопросы от квалифицированных специалистов, даже живя в глубинке – далеко от Красноярска и районных центров. Традицией таких клубов также стало совместное проведение  Международных праздников: День защиты детей, День семьи, День матери и др.

Кроме того, Центром ведется активная пропаганда семейного жизнеустройства детей-сирот в семьи через средства массовой информации, агитационные плакаты, уличные баннеры, буклеты, брошюры и прочие средства привлечения внимания общественности к проблеме.

К счастью, людей, желающих осознанно усыновить или взять под опеку малыша, нуждающегося в родительской любви, становится все больше. Ежегодно более 60 % выявленных детей-сирот передается на воспитание в семьи.

 Что наша жизнь? Семья

Семья – это социальное объединение людей, связанных браком, родством или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Любая семья проходит определенные стадии развития, свой жизненный цикл, который связан с происходящими в ней изменениями: вступление в брак, появление ребенка, освоение родительских ролей, введение детей во внесемейные институты, принятие подростковости, подготовка к уходу детей из семьи, уход детей из семьи, принятие факта ухода на пенсию и старости.

Во время прохождения данных стадий семья  выполняет ряд функций: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, функцию духовного общения.

Если семья выполняет все выше перечисленное – то она благополучна, если одна или несколько функций нарушены или отсутствуют, то семья дисфункциональна.

Способствовать нарушениям могут разные причины – особенности личности ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.

В любой семейной системе есть своя иерархия – оговоренные или подразумеваемые правила, касающиеся вопросов: «кто главнее», «кто принимает окончательное решение», «Чье мнение учитывается в первую очередь» и пр.

Правильная иерархия должна выстраиваться на здравом смысле, то есть главнее тот, кто старше, мудрее, опытнее, от кого в большей степени зависит благосостояние семьи.

При естественном распределении «ролей» семейная система устойчива, гармонична. В такой семье каждый ее член получает столько заботы и внимания, сколько ему требуется, и имеет столько ответственности, сколько способен нести. Любое нарушение иерархии может сделать семейную систему негармоничной, спровоцировать недовольство и конфликты между ее членами.

Пары, которые недовольны сложившейся в семье иерархией, например, слишком большой властью или избалованностью того или иного супруга, постоянным давлением на них своих родителей, иногда считают, что с появлением ребенка все изменится, муж и жена станут менее эгоистичными, родители признают, что их взрослые дети уже выросли. Однако это иллюзия. Появление ребенка в семье в такой ситуации только обострит проблемы. Ребенок не может быть и не должен стать средством решения внутрисемейных проблем.  Избежать ошибокЭтап появления ребенка в семье – будь то рождение кровного или принятие в семью приемного ребенка – очень серьезный этап. На этой стадии в семье возникает необходимость пересмотра семейных правил, касающихся распределения обязанностей по дому, режима дня и т. д. и возникновения через какое-то время новых правил, поддерживающих целостность семьи с новым членом. В зависимости от готовности к таким переменам определяются устойчивость и благополучие семьи. Если семья слишком консервативна или изменчива, это может привести к нарушениям семьи как системы.

Например, супруг, занимавший прежде в семье положение ребенка, может быть недоволен, что теперь ему приходится быть более ответственным. Бабушка, до появления ребенка считавшая свою дочь маленькой девочкой, может постоянно вмешиваться во взаимоотношения матери и ребенка. Нарушить иерархию может и сам ребенок, если речь едет о ребенке, принятом на воспитание в семью, потому как дети, выросшие в учреждении внесемейного воспитания, взрослеют и становятся более самостоятельными быстрее, и часто, до попадания в детские дома, в своих неблагополучных семьях исполняют роль родителя для младших братьев и сестер. А это очень мешает им впоследствии вернуться к положению ребенка.

Эти и другие психологические моменты могут привести к неразрешимым конфликтам, тупиковым ситуациям и самому страшному, что может случиться с приемным ребенком, однажды уже пережившим утрату или предательство, – к возврату его в детский дом.

Для предотвращения подобных ситуаций необходима психолого-педагогическая помощь замещающим родителям на всех стадиях развития семьи: от момента появления ребенка до консультационного сопровождения в дальнейшем на всех этапах его взросления.

На базе Центра развития семейных форм воспитания вы можете получить бесплатную консультацию семейного психолога по вопросам развития и воспитания детей и укрепления взаимоотношений в семье, а также воспользоваться методическими разработками Центра, которые помогут вам проще и быстрее достичь взаимопонимания и гармонии. 

Полезные советы

Сплочению членов семьи способствует любая совместная деятельность. Она положительно сказывается на укреплении внутрисемейных отношений, на построении взаимного понимания. Вместе с детьми можно рисовать, лепить, конструировать, музицировать и т. д. Можно устраивать вечера сокровенных бесед, во время которых можно ответить на вопросы детей или рассказать о собственных детских увлечениях и интересных случаях из детства. Обязательно нужно организовывать семейные праздники. Помимо традиционных (Новый год, 8 марта, дни рождения), можно организовывать выдуманные праздники. Это может быть «День осенних листьев», «Месяц не болели!», «Праздник воспоминаний о лете» или «Праздник первой пятерки в школе». Подобные праздники не совсем настоящие, их сюжеты выдумываются на ходу, но радость они приносят самую настоящую. Главное – что при их подготовке и проведении все: и родители, и дети – вместе.

Упражнение «Лодочка»

Мама и папа садятся на коврик или одеяло лицом друг к другу, берутся за руки и соединяют ноги. Тем самым руки и ноги родителей образуют «бока лодочки», в которую садится ребенок спиной к маме и опираясь на нее. Ребенку необходимо закрыть глаза. В течение 15 минут под тихую медленную музыку родители изображают «раскачивание лодочки».

Упражнение «Ведущий и ведомый»

В паре (родитель и ребенок) один играет роль ведущего, другой – ведомого. Ведомый должен завязать глаза шарфом и, полностью доверившись ведущему, следовать за ним. Ведущий с открытыми глазами в течение двух-трех минут водит ведомого по комнате, затем меняются ролями. Упражнение является индикатором доверия и ответственности между ребенком и родителем.

Ольга АБРОСИМОВА, директор КГБУ «Центр развития семейных  форм воспитания», "Сибиренок", май, 2010