Статьи
Помочь сироте в поиске семьи – наша работа
Основные подходы к решению проблемы сиротства в России определены – прежде всего, это сохранение кровной семьи ребенка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи. О том, как данная работа ведется в Красноярском крае, беседуем с директором Красноярского краевого Центра развития семейных форм воспитания Ольгой АБРОСИМОВОЙ.
– Ольга Борисовна, каким, на Ваш взгляд, был ушедший 2010 год в плане работы?
– В 2010 году в очередном Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию центром внимания стала тема защиты семьи, материнства и детства, создание эффективной системы защиты детства. Сегодня в данном направлении ведется системная последовательная работа различных ведомств. Деятельность Центра развития семейных форм воспитания по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан не является исключением.Наша работа представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, таких как привлечение потенциальных замещающих семей, отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение семьи после принятия ребенка в семью. На мой взгляд, работа, которая ведется Центром на протяжении уже почти девяти лет не может не быть плодотворной, так как всегда имеет положительные результаты, что подтверждается увеличивающимся числом приемных семей в крае, растущим количеством обращений в Центр по вопросам семейного жизнеустройства сирот, а также отзывами кандидатов в замещающие родители и уже состоявшихся семей. К примеру, в 2010 году из общего числа обратившихся кандидатов в замещающие родители более 95 % успешно прошли обучение в рамках Школы приемных родителей, которая в Центре реализуется ежемесячно. Практика показала, что работа в этом направлении небесполезная, – у тех, кто прошел эту школу, семья состоялась, и дети, и родители в ней чувствуют себя прекрасно. Тот факт, что практически все семьи нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и других видов помощи и поддержки в решении конкретных проблем с привлечением соответствующих специалистов, послужил толчком к разработке специального обучающего цикла для замещающих семей и запуску в 2010 году нового проекта «Родительская гостиная».
– Первым из блоков работы учреждения Вы называете привлечение внимания потенциальных замещающих родителей. Какие приоритеты в этом направлении деятельности вы расставляете?
– Безусловно, судьба конкретного ребенка, лишившегося родительского попечения, в первую очередь зависит от того, насколько общество информировано о его беде. Привлечение потенциальных замещающих семей Центром традиционно осуществляется через регулярное проведение информационных кампаний при взаимодействии со средствами массовой информации. Цели, которые мы при этом преследуем – информирование граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семью; формирование общественного мнения о приоритете семейного воспитания, необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей; поиск и привлечение кандидатов в будущие родители. При проведении информационных кампаний мы используем разные формы, такие как публикация в прессе фотографий воспитанников детского дома и статей о проблеме сиротства; трансляция на телевизионных каналах видеороликов о детях из детского дома, сюжетов о работе Центра и проводимых мероприятиях. 2010 год не стал исключением, данная работа Центром велась в полном объеме. Кроме того, в течение года был проведен ряд мероприятий, направленных на пропаганду семейного устройства детей-сирот и на повышение престижа социально успешных семей. В их числе традиционная краевая спартакиада «Семейные старты», фотоконкурс «Традиции нашей семьи» среди семей, воспитывающих приемных и опекаемых детей, конкурс-выставка детских рисунков «Дети имеют право» и краевой творческий конкурс «Моя будущая профессия», среди воспитанников детских домов Красноярского края; творческий конкурс для семей «Мама, папа, брат, сестра и я – дружная, литературная семья!», благотворительно-образовательная акция «Книги – детям!» и другие.
– Расскажите коротко об остальных направлениях работы, ведь они тоже являются немаловажными в ответственном деле устройства детей-сирот в семью…
– Подбор граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, ведется через изучение их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям. В рамках работы «Школы приемных родителей» проводится комплексная подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка через предоставление необходимой информации о правовых, педагогических, психологических аспектах создания и функционирования замещающих семей. Занятия в «Школе приемных родителей» ведут психологи, социальные педагоги, учитель-логопед, медицинские работники. После посещения обучающего курса, обследования семьи и индивидуальной консультации делается вывод о личностных особенностях кандидатов, их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям, а также мотивации принятия ребенка на воспитание в семью. Готовым, по мнению специалистов, претендентам на роль замещающих родителей выдается документ о прохождении программы подготовки и рекомендации о возможности принятия ребенка в семью, а также бесплатный комплект методической литературы по актуальным проблемам приема и адаптации, воспитания и развития ребенка в замещающей семье.Такая подготовка очень важна, и речь о том, чтобы все кандидаты в замещающие родители проходили соответствующие курсы в обязательном порядке, уже ведется на федеральном и региональном уровнях. Об этом на Рождественской встрече с воспитанниками Ивановского детского дома в уже наступившем 2011 году напомнил Президент РФ Дмитрий Медведев. «Школа приемных родителей» воспитывает в людях, прежде всего, осознанную и ответственную готовность принять малыша в семью. Психологическая подготовка родителя – важная составляющая успешной адаптации ребенка в новой семье. В блок комплексного профессионального сопровождения семьи после принятия ребенка входят: регулярный контакт с семьей, анализ процесса адаптации ребенка в семье, оказание помощи и поддержки семье в сложных, кризисных ситуациях, консультирование по запросу, мониторинг развития ребенка, а также повышение воспитательного потенциала замещающих родителей через посещение цикла «Родительская гостиная». Главное, чтобы к подготовке кандидатов на роль замещающих родителей и к дальнейшему сопровождению состоявшейся семьи ни сами родители, ни тем более специалисты, имеющие отношение к передаче ребенка в семью, ни в коем случае не подходили формально, так как это может привести к печальным последствиям. В нашей работе главное – не допустить, чтобы ребенок повторно оказался без опеки.
– Спасибо, Ольга Борисовна, надеемся, что эту страничку внимательно прочтут все наши читатели, особенно те, намерен взять в семью, оставшегося без родительской заботы ребенка и подарить ему счастливое детство!
"Вестник Земли Сибирской", № 1 (02.2011)

Вы можете посмотреть анкеты девочек и мальчиков, а также сестер и братьев

Будьте всегда в курсе новостей

Оставьте данные, чтобы с Вами связались