«ПЯТЁРКА С ПЛЮСОМ» для родителей

В августе этого года Правительством РФ в Государственную Думу был внесен законопроект, введение которого в действие имеет огромный жизненный интерес для многих тысяч детей и взрослых. Этот документ предусматривает введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. О важности подобного нововведения для развития семейных форм устройства детей в Красноярском крае беседуем с директором краевого Центра развития семейных форм воспитания Ольгой АБРОСИМОВОЙ.

 – Ольга Борисовна, насколько, по вашему мнению, необходима такая подготовка?

 – Во-первых, данный законопроект для нас очень долгожданен, потому что Центр с 2002 года реализует Программу подготовки мам и пап в рамках «Школы приёмных родителей». Все эти годы мы направляли в Министерство образования и науки РФ письма с просьбой утвердить Программу, т.к. в первые годы работы Центра, когда прохождение специальной подготовки осуществлялось на добровольных началах, многие семьи отказывались от участия в ней, ссылаясь на жизненный опыт, и лишь потом, сталкиваясь с трудностями, возвращались за советами специалистов. 

На сегодняшний день родители всё реже отказываются от обучения. Только за 2010 год в Центре и его филиалах успешно прошли обучение более 500 граждан, желающих принять на воспитание в семью ребёнка-сироту. Практика показала, что работа в этом направлении небесполезная — у тех, кто прошел эту школу, семья состоялась, и дети, и родители в ней чувствуют себя прекрасно. Некоторые кандидаты в замещающие родители после прохождения Программы подготовки в Центре понимают, что они не готовы к такому серьезному шагу в своей жизни и решают ещё раз обдумать идею принятия ребёнка в семью, оценить свои возможности, взвесить всё «за» и «против». Главный же результат такой работы – отсутствие возвратов детей в учреждения внесемейного воспитания. Именно поэтому мы считаем новый законопроект актуальным, очень необходимым и надеемся, что с его принятием тенденция возвратов детей сойдет на нет.

– Однако в законопроекте говорится о том, что для некоторых категорий граждан специальная подготовка не будет носить обязательный характер. Как вы считаете, насколько это оправданно?

– Действительно, законопроект предусматривает исключения для трех категорий граждан. В первую очередь нововведения не коснутся усыновителей, являющихся отчимами и мачехами детей, которые фактически уже воспитывают детей и совместно с ними проживают. Кроме того, законопроект не распространяется на близких родственников детей.

В третью категорию вошли лица, уже являющиеся усыновителями и опекунами, не отстранёнными ранее от исполнения возложенных на них обязанностей. Указанные граждане имеют практический опыт воспитания приёмных детей, в связи с чем освобождаются от необходимости прохождения обязательной подготовки.

На наш взгляд, это проблема, потому что в большинстве случаев причинами невыполнения замещающими родителями своих обязанностей являются недостаточная правовая и педагогическая подготовленность указанных лиц к проблемам воспитания приемного ребёнка. Согласно статистике наибольшее количество возвратов детей в учреждения внесемейного воспитания приходится как раз на близких родственников. Поэтому мы считаем, что должна существовать такая программа, которая бы затрагивала ВСЕ категории замещающих семей.

— Специалисты вашего Центра реализуют комплексную систему обучения, не так ли?

— Да, она состоит у нас из двух частей – подготовки и сопровождения. Первая часть включает в себя лекции, психологические тренинги, деловые игры и живое общение со специалистами с целью повышения уровня психолого-педагогической, правовой, медицинской компетентности граждан, намеренных стать замещающими родителями. Главной целью этой подготовки является оказание указанным гражданам психолого-педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка, помещённого в семью.

Сопровождение замещающей семьи предполагает создание условий, которые позволят со временем самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями и проблемами. Оно ориентировано на активное применение тех знаний и навыков, которые формируются в процессе подготовки.

– Существует ли единый стандарт обучения или каждый субъект РФ будет разрабатывать свою программу? Кто может её реализовывать?

– Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.05.2009 г. за № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется органами опеки и попечительства. В указанном постановлении говорится, что такая подготовка может также проводиться иными организациями, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

А органы опеки и попечительства – это фактически орган власти. Поэтому однозначно подготовку кандидатов в замещающие родители должны осуществлять центры, подобные нашему, специалисты которых на сегодняшний день наиболее подготовлены к такой работе.  Работать с кандидатами должны профессиональные службы, поскольку это дело серьезное и ответственное.

Здесь недостаточно быть просто психологом, нужен опыт семейного консультирования. На сегодняшний день мы заключили соглашения о взаимодействии с большинством муниципальных образований края по вопросам подготовки кандидатов и мониторинга дальнейшей судьбы семей. Что касается единого стандарта обучения, то приказом Министерства образования и науки РФ в мае этого года была утверждена Примерная программа подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями. Она рассчитана примерно на 80 часов семинаров, тренингов, тестирований. В ней перечислены все те вопросы, ответы на которые должны получить будущие приёмные родители. Поскольку в нашем регионе уже много лет действует такая система подготовки на добровольных началах, мы сегодня имеем необходимую базу для введения её в обязательном порядке. То есть и инфраструктура, и соответствующие специалисты для введения новой законодательной нормы у нас в крае уже имеются.

Надеемся, что принятие проекта закона позволит снизить риск возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, обеспечит права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи. Одного желания воспитать чужого ребенка мало, оно должно ложиться на хорошо подготовленную почву. Это сложный, деликатный профессиональный труд. 

Подготовил Сергей НАУМОВ, "Красноярская газета", № 50