Лицом к детям-сиротам

Когда люди хотят принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, с одной стороны они руководствуются самыми добрыми чувствами и намерениями. Но с другой – на большинство из них «давят» серьезные опасения в отношении детей из детских домов и процедуры оформления документов, сформированные под влиянием социальных стереотипов.  Какие из страхов напрасны, что делать и к кому обращаться, чтобы опасения преодолеть, а в решении утвердиться? На эти и другие вопросы нам ответила Ольга Абросимова, директор КГБУ «Центр развития семейных форм воспитания», знающая о проблеме не понаслышке.

– Ольга Борисовна, давайте начнем беседу с вопроса о том, насколько актуальна сегодня тема сиротства и много ли откликов она получает в обществе?

– Ежегодно в Красноярском крае без попечения родителей, остается более 3000 детей, пополняя тем самым армию тех, кто уже живет в детдомах. Всего в крае сейчас (по данным на 01.01.2010) проживает 561 536 детей, из них 18419 – детей, оставшихся без попечения родителей. Самое странное и страшное в этой ситуации то, что 90 % из них являются социальными сиротами, а значит, сиротами при живых родителях, если таковых можно назвать этим святым для ребенка словом.

Можно много и долго рассуждать, почему так происходит – утрачен ли приоритет традиционных семейных ценностей, понижен ли статус семьи в целом, влияют ли на ситуацию какие-то другие серьезные факторы…

Однако специалисты нашего Центра, – единственного в крае учреждения, задача которого, помочь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, обрести дом, семью и близких людей, –насмотревшись за годы работы на нереализованное детство, для перелома ситуации стараются  делать что-то конкретное.

Например, для того, чтобы повысить шансы малышей, изо дня в день ждущих встречи с «настоящей» мамой, которая не предаст и не оставит, в Центре разработана и успешно реализуется Программа подготовки кандидатов в замещающие родители. Также проводится цикл обучающих занятий для замещающих семей «Родительская гостиная», в рамках комплексной Программы сопровождения замещающих семей. Кроме того, ведется активная пропаганда семейного жизнеустройства детей-сирот в обществе через средства массовой информации, агитационные плакаты, уличные баннеры, буклеты, брошюры и прочие средства привлечения внимания общественности к проблеме.

Словом, мы на протяжении уже восьми лет активно призываем взрослых поменять мнение о «ничьих» детях и помочь хотя бы одному ребенку, оставшемуся без заботы родителей. 

К счастью, людей, желающих осознанно усыновить или взять под опеку малыша, нуждающегося в родительской любви, становится все больше.

Ежегодно более 60 % выявленных детей-сирот передается на воспитание в семьи, в основном под опеку (попечительство). По данным 2008 года, край занимает пятую позицию в России по количеству усыновленных детей.

В 2009 году усыновлено 344 ребенка. Из общего числа детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой находится 12 833 детей. В 722 приемных семьях семейное тепло и любовь обрели 1 570 детей.

 – Вы сказали, в Центре давно и успешно реализуется Программа подготовки кандидатов в замещающие родители. С какими целями осуществляется обучение?

– Кажется совершенно очевидным, что первый шаг на пути принятия решения об усыновлении или оформлении опеки, – найти интернет-сайт с фотобанком детей, оставшихся без попечения родителей, к примеру, сайт нашего Центра: www.opeka24.ru, просмотреть печатные издания, в которых размещены фотографии детей-сирот, и выбрать ребенка.

На самом же деле, первый шаг на этом пути – осознать, что дети, которые выросли без настоящей родительской ласки и заботы или остались без нее уже с самого рождения, – это особые дети, и что у них особые потребности. Помимо умения дарить им ласку и любовь, надо знать еще очень много нюансов, которые позволят справиться с трудностями и при этом не наделать ошибок, сохранить себя, свою семью.

Самое первое, что нужно сделать – пройти Школу приемных родителей. Школа поможет осознать свою готовность к такому серьезному шагу, понять свою мотивацию, узнать все об особенностях воспитания приемного ребенка, о влиянии генетических и социальных факторов на его развитие, узнать, что скрывается за непонятным и пугающим словом «адаптация», разобраться в процедуре оформления документов, понять, нужно ли сохранять «тайну усыновления», и, наконец, получить квалифицированную консультацию специалиста по всем вашим вопросам.

Многие семейные пары, желающие принять на воспитание ребенка – бездетные, а потому не знакомы с родительским функционалом. Но даже и те люди, которые испытали на себе нелегкий труд родительства, не всегда способны на первоначальных этапах понять различия между своим и приемным ребенком, разобраться без помощи специалистов в нюансах характера сироты, с рождения отданного в казенное учреждение под ответственность чужих  людей. 

Школа приемных родителей в красноярском краевом Центре развития семейных форм воспитания и его филиалах, расположенных в городах Минусинск, Канск, Ачинск, Лесосибирск, Шарыпово, Богучаны, работает уже давно. На занятиях, которые проходят по выходным дням, кандидаты в замещающие родители проходят специальную подготовку, по программе, разработанной специалистами учреждения. Объем учебных занятий – 72 часа. 

 – Какие формы обучения включает программа подготовки, и помогает ли она справиться будущим родителям со своими страхами, волнением, утвердиться в своем решении или отказаться от затеи на время?

– Занятия для кандидатов в замещающие родители проходят в небольшой группе, и у каждого есть возможность высказаться, задать вопросы и получить ответы.

Лекционные занятия по психологии, педагогике, медицине, юридическим аспектам создания и дальнейшего успешного развития замещающей семьи, удачно сочетаются с практическими занятиями в виде тренингов, деловых игр и живого общения с психологами, юристами, врачами, готовыми проконсультировать  кандидатов по вопросам здоровья и ухода за детьми.

Также в рамках данного обучения каждый посетивший уроки получает уникальную возможность встретиться с состоявшимися замещающими родителями, которые не понаслышке знают о часто встречающихся родительских ошибках, ожиданиях и разочарованиях, трудностях и радостях родительства. По окончанию обучения кандидаты в замещающие родители получают свидетельство о прохождении специальной подготовки.

За 2009 год в Центр и его филиалы обратилось около 7000 граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка-сироту, более 90 % усыновителей успешно прошли обучение в рамках Школы приемных родителей, которая за год была реализована 7 раз. Практика показала, что работа в этом направлении небесполезная, – у тех, кто прошел эту школу, семья состоялась, и дети, и родители в ней чувствуют себя прекрасно.

Что касается страхов и их преодоления, то здесь однозначно можно сказать, что бояться и тревожиться  в переломный момент своей жизни  (а появление нового члена семьи, хоть родного по крови, хоть нет, это именно такой момент) – нормально и даже правильно. Наш многолетний опыт показывает, что у самоуверенных и не испытывающих тревоги приемных родителей чаще бывают проблемы, а тот, кто боится, переживает, но все равно делает, рано или поздно справляется с любыми трудностями.

Условно страхи приемных родителей можно разделить на  две основные группы: «про ребенка» (у него плохие гены, он вырастет необразованным человеком, он повторит судьбу своих кровных родителей; и страхи «про отношения» (он не будет меня любить, я не смогу полюбить его,  мы никогда не станем друг другу родными, когда-нибудь он скажет: ты мне не мать!).

Для многих родителей эти группы в  конечном итоге сливаются в одном всеобъемлющем чувстве страха: «Я – не справлюсь, окажусь плохим родителем».

На занятиях в Школе приемных родителей специалисты Центра расскажут вам обо всех нюансах, которые могут возникнуть в отношениях и научат доверять своим чувствам «здесь и сейчас», в сегодняшнем общении с ребенком, а не страхам «что может быть потом». Помогут разобраться в мотивах: «чего я хочу: помочь ребенку, которому трудно и плохо? Испытать радость родительства или получить «идеального» ребенка?». Проконсультируют по особо пугающим вопросам о генетически передающихся болезнях.

Вопрос «генов» особенно волнует кандидатов. Это происходит, скорее всего, потому, что они  никогда не задумывались о том, что у супруга или супруги, у хороших друзей совсем «чужие» гены, однако, они не мешают любить их, понимать, быть близкими им.

Проще говоря, «наследственность» – это потенциал. И насколько он – как отрицательный, так и положительный – реализуется, зависит от среды, а значит, от семьи, в которой ребенок растет. Мы много раз видели, как неузнаваемо менялись и расцветали дети, попадая в любящую семью, хотя все гены, как вы понимаете, оставались в данных случаях теми же самыми.

Школа приемных родителей воспитывает в людях, прежде всего, осознанную и ответственную готовность принять малыша в семью. Или открывает глаза на неготовность к такому серьезному шагу и приводит к решению на время отложить встречу с ребенком, что тоже можно считать положительным результатом. Значит, люди поняли, в силу каких причин они пока не готовы стать родителями.

Кроме того, Программа подготовки способствует возникновению почвы для будущего сотрудничества специалистов с родителями, которые в дальнейшем приходят в Центр, делятся своими трудностями и радостями,  достижениями в воспитании детей и новыми впечатлениями.

 – Ольга Борисовна, Вы говорите о дальнейшем сотрудничестве родителей со специалистами Центра. По каким направлениям оно развивается?

– Для обеспечения надежности размещения ребенка в принимающей семье и его успешной социализации, нужны постоянная поддержка и сопровождение этой семьи, психолого-педагогическая помощь замещающим родителям.

Одним из приоритетных направлений деятельности Центра и наших филиалов является комплексная Программа сопровождения замещающих семей – адресная поддержка и помощь, предоставляемая семьям на длительной основе и включающая в себя консультирование, диагностику, коррекционную работу, повышение уровня знаний на обучающих занятиях для замещающих семей в рамках «Родительской гостиной».  

«Родительская гостиная» – это эффективная программа, с помощью которой можно лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, причины непослушания, получить рекомендации, как справляться с «плохим поведением» ребенка без наказаний, а также научиться устанавливать с ребенком более тесный контакт, выходить из конфликтных ситуаций мирным путем, правильно выражать родительскую любовь.

В процессе обучения в рамках этой программы используются различные формы: дискуссии, лекции, тренинги, ролевые игры, творческие и домашние задания. Применяются программы компьютерного тестирования. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Занятия, продолжительностью 4 часа, проходят в последнюю субботу каждого месяца.

В целом же цель сопровождения замещающих семей – это развитие и гармонизация отношений в принимающей семье на разных этапах ее существования, создание условий, которые позволят семье со временем самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями и проблемами. Желание и умение воспитывать детей – это талант. Если вы имеете частичку этого дара, поделитесь с теми, кто остался обделенным не по своей вине. Тогда на лицах этих маленьких людей засияют улыбки и согреют сердца тех, кто причастен к их появлению!

– Спасибо, надеемся, что к этой страничке внимательно отнесутся все наши читатели, особенно те, в чьих сердцах уже поселилась мысль о том, чтобы взять в семью, оставшегося без родительской заботы ребенка, и подарить ему счастливое детство!

Марина Ларина, "Краевые вести", 03.2010