Кабинет психолога
Консультация для родителей: психология детского рисунка
Психология детского рисунка.
О чем говорит рисунок.
Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно очень многое узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Из самого общего можно сказать, что в первую очередь нужно обращать внимание на следующие аспекты:
Размер рисунка. Как правило, дети тревожные, с заниженной самооценкой рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после окончания работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа, крупные фигуры. Об эгоцентричности могут свидетельствовать слишком крупные фигуры, занимающие весь лист и, как бы не помещающиеся в него (однако такое явление норма для детей до 3-4 лет).
Характер нажима. Вы, наверное, замечали, что некоторые дети рисуют так, что карандаши с бумагой прямо трещат. Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. Часто при рисовании у таких детей могут быть не соединены все части фигур, например, ноги только подходят к туловищу, но не касаются его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не все в порядке с отношениями в семье.
Изображаемые персонажи. Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь (например, свою семью; не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему) и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – самые холодные отношения и т.д.
Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер (ревнуют), при этом, если спросить их где они, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он/она гуляет на улице, спит и т.д. Бывает, дети не рисуют сами себя, это тревожный знак, как правило, это происходит, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кото-то из родителей - это можно анализировать по-разному:
Пропущенный член семьи уделяет очень мало внимания ребенку.
Ребенок боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.
В период 3-6 лет у детей начинает развиваться сексуальность и они могут пропускать родителя своего пола, а себя рисовать рядом с родителем противоположного пола. Это нормально.
Сначала все «головоногие» на рисунках ребенка имеют одинаковые черты, и ребенок сперва рисует, а потом придумывает название тому, что нарисовал. Но к четырем годам рисунок становится более осмысленным, и юный художник разделяет на бумаге себя и маму, себя и окружающий мир. Пока в его творчестве звучат мотивы семьи, самого близкого – физически, эмоционально, духовно – пространства.
И если, рисуя семью, ребенок кого-то упустил, это не случайно: значит, с этим членом у него существует скрытый конфликт. Но бывает и так, что ребенок не хочет рисовать самого себя в окружении родственников – он не нашел своего места в семье, ему кажется, что его не любят. Как ни странно, но вместо родственников на рисунке может появиться придуманный персонаж – герой сказки или животное. Это говорит о трудностях во взаимоотношении, о том, что малыш предпочитает жить среди фантазий.
Самый крупный персонаж рисунка – самый значимый для ребенка в семье. А тот, кто расположен выше всех, самый влиятельный. Расстояние между автопортретом ребенка и членом семьи выражает их взаимоотношения: чем ближе на рисунке, тем ближе в жизни. И соприкосновение персонажей рисунка говорит об их тесной психологической связи в реальности. Поэтому чаще всего юный художник в своих творениях держит маму и папу за руки.
Обратите внимание на персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом – этот человек внушает ребенку тревогу. А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника.
Важно также смотреть на сами фигуры, у всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет на вопрос «почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки» ответил: «Потому что он дерется».
С помощью анализа детских рисунков опытные психологи и врачи могут даже распознать какое-либо заболевание у автора, есть особенности, которые используют такие дети в рисовании, в не зависимости от возраста, культуры, расы и т.д. Например, при шизофреноподобных расстройствах дети часто рисуют разделенные на части фигуры, фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы и т.д. Если вы заметили что-то необычное в рисунках своего ребенка, не пугайтесь раньше времени (наверняка ваш анализ не так точен, как анализ профессионала, не спешите с выводами) стоит оценивать не только рисунки, но и общее поведение и самочувствие ребенка, в этом вам всегда поможет психолог.
Все дети любят рисовать, если не ограничивать их фантазию и воображение, не упрекать, что они сделали неправильно или некрасиво, возьмите лучше в руки кисть, краски, разложите огромный лист бумаги и вперед, доставлять радость и приносить пользу и себе и детям.
Возраст художника
Ребенок начинает рисовать с того самого момента, как научается держать в руке карандаш или кисточку. В возрасте до трех лет - это будут каляки-маляки. Однако даже в них можно заметить особенности данного конкретного ребенка, наблюдая, в каком темпе малыш двигает рукой, с каким нажимом рисует, какие выбирает цвета, заполняет все пространство листа или нет. Как только ребенок достигает трехлетнего возраста, в динамике его рисунков – каракулей появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружностей. Сначала они могут быть непрерывными, но вскоре они превращаются в отдельные кружки и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это его крупное достижение. Фактически круг – это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распространенная фигура в природе. Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель. Итак, предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта.
Первая форма изображения человека – это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы.
К трем годам среди штрихов и каракулей появляются круги, а к кругам присоединяются палочки – вырастают руки и ноги. Появляется человек! В этом неловком человечке ребенок видит прежде всего себя. И это открытие для малыша: теперь он может переносить на бумагу свои мысли, которые еще не оформлены словесно, он может создавать свой мир.
Казалось бы, как трудно маленькому художнику нарисовать правильно глаза, уши, рот. Но именно их он старательно выводит. И эти черты лица расскажут о многом. И прежде всего - глаза. Большие, распахнутые глаза выражают тревогу, просят о помощи. Глаза-точечки боятся выразить свой страх – ребенок поставил себе внутренний запрет на слезы и просьбы. Человечек только с глазами на лице – подозрителен и осторожен. А если на портрете отсутствуют нос, рот и уши, ребенок не хочет общаться.
Шея на рисунке выражает связь разума и тела. Как только ребенок начинает контролировать свои эмоции, на его рисунках появляется шея. И чем сложнее контролировать малышу свои чувства, тем длиннее эта шея. Руки для ребенка имеют очень большое значение, ведь через тактильные ощущения он познает мир. Поэтому пусть вас не пугает, если у нарисованного человечка очень длинные руки и пальцев больше пяти. Таким образом художник выражает силу и способности своего персонажа. Если пальцев больше на левой руке, значит, ребенок чувствует себя более влиятельным дома, а если на правой – в детском саду, на улице или в компании друзей. Разведенные в сторону руки говорят о стремлении действовать, а длинные и слабые – просьба о защите. Ноги – это то, что помогает человеку держаться на земле. Поэтому, чем больше точка опоры у персонажа рисунка, тем увереннее ребенок ощущает себя в этом мире. Очень длинные ноги – стремление к независимости, короткие – признак беспомощности.
Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются то его середины. На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, то теперь ребенок рисует стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны. Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы, брови и т.д.). Один исследователь данной тематики представляет возрастную последовательность в развитии рисунка следующим образом:
- После пятого года жизни туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника, пропорции головы и тела еще не находятся в согласии.
- На шестом году жизни прибавляются такие детали, как уши, волосы, первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности.
- Рисунок на седьмом году характерен прежде всего уточнением пропорций.
Палитра красок.
В два года ребенок с удовольствием берет в руки карандаш. Пускай он рисует пока только бессмысленные палочки и закорючки, этот хаос свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внутренний и внешний. Малыш пока не понимает форму, но чувствует цвет.
- Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.
- Красный говорит о быстрой возбудимости.
- Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.
- Зеленый – показывает, что он ищет покой.
- Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.
- Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.
- Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.
Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.
Страхи.
Расширяется пространство познаваемого мира – расширяется пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. В 5–6 лет ребенок уже умеет, используя всевозможные детали, выражать свои эмоции, мысли, чувства, фантазии.
Поощряйте его желание рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. И, как вы уже убедились, детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка. И не только узнать о его проблемах, но и попытаться с помощью рисунка их решить. Ведь, если ваш ребенок нарисовал свой страх на листе бумаге, значит, и избавиться от него можно в том же пространстве. Например, страшилу поместить за высокие стены замка, плачущей девочке дать в руки мороженое или протянуть руку обиженному братику. И увидите, как произойдет чудо: появится улыбка… нет, не у нарисованного персонажа, а на лице вашего ребенка.
Лист бумаги тоже хранит в себе много тайн. Если его разделить на две части – правую и левую, то каждая из них будет отвечать за определенный вид подсознания. Левая часть – экстравертная: это представление о будущем и связь с отцом. Правая – интровертная: связь с прошлым, с домом, с матерью. В этой части ребенок чаще изображает того, кто оказывает на него сильное влияние.
Верхняя часть лица отображает интеллектуальный мир, нижняя – материальный.
Характер по рисунку.
- Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию.
- Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие.
- На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.
- Аутичные дети рисуют не торопясь, тщательно прорисовывают детали. Даже когда рисунок готов, они продолжают заштриховывать его. Тематика, чаще всего, однообразна. Ребенок рисует то, что уже умеет изображать.

Вы можете посмотреть анкеты девочек и мальчиков, а также сестер и братьев

Будьте всегда в курсе новостей

Оставьте данные, чтобы с Вами связались